У моего ребёнка СДВГ. Что делать?

В последние годы все чаще и чаще в детских медицинских картах встречается поставленный неврологом диагноз СДВГ. Давайте разберёмся, что скрывается за этим буквами и как проявляется этот диагноз.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Ещё до постановки диагноза родители замечают, что ребёнок слишком подвижен, неусидчив, суетлив, часто не отзывается на своё имя, не слушает, когда ему что-то говорят или читают книгу, уже через две минуты бросает любое начатое дело, будь то рисование, лепка или какая-нибудь игра. Поведение такого ребёнка бывает подчас невыносимо: он без устали бегает по квартире, шумит, карабкается на шкафы, разбрасывает игрушки, не выполняет требования взрослых, его трудно переодеть, уложить спать. Даже когда ребёнок смотрит мультфильмы, сидя на месте, он совершает множество нецеленаправленных движений руками, ногами и всем телом.

Гиперактивность проявляется уже в раннем возрасте – до 3-х лет. На первом году жизни у ребёнка появляются признаки двигательного возбуждения: ребёнок постоянно вертится, совершает массу лишних движений. Характерно нарастание возбуждения во второй половине дня. Когда гиперактивный ребёнок начинает ходить, он отличается от своих сверстников быстротой и безудержностью. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, будто к нему «прикрепили мотор». Все это на ранних этапах развития ребёнка родители часто расценивают как обычную детскую живость.

По мере взросления у ребёнка появляется высокая отвлекаемость. Он не может сосредоточить внимание на одном объекте. Ребёнок берет в руки одну игрушку, но уже смотрит на другую. Попытки организовать его на упорядоченное занятие терпят крах.

Из-за дефицита внимания у ребёнка начинаются трудности на занятиях уже в детском саду. Такой ребёнок, как правило, не может довести начатое дело (аппликация, рисунок и т.д.) до конца, постоянно отвлекается на посторонние раздражители, мешает другим детям, перебивает воспитателя.

Но самые большие трудности возникают у ребенка, когда он приходит в первый класс. Школьное обучение требует дисциплины. Гиперактивный ребенок не может контролировать своё поведение. Такие дети встают со своего места в классе во время урока, выкрикивают с места во время объяснений учителя. При выполнении заданий с трудом удерживают внимание на задаче, не могут точно усвоить инструкцию, допускают массу ошибок. Часто не могут выполнять задание без постороннего контроля. Из-за недостаточности внимания страдает и память, что проявляется в уменьшении её объема и замедленном запоминании.

В связи с перечисленными трудностями у родителей ребёнка с СДВГ возникают закономерные вопросы «Что делать? Как с ним общаться?».

Самое первое, что нужно сделать – это чётко регламентировать распорядок дня ребёнка. Для дошкольников приём пищи, уход на дневной и ночной сон, прогулка, просмотр мультфильмов должны быть каждый день примерно в одно и то же время. Но главное – ребёнок должен чётко знать и соблюдать, конечно, под Вашим руководством и контролем, последовательность событий. Так, например, утром мы сначала умываемся, потом завтракаем, потом идём на прогулку, после прогулки мы обедаем и ложимся спать, после дневного сна мы полдничаем, потом смотрим мультики, потом играем, купаемся и т.д. Установленный Вами распорядок дня должен обязательно выдерживаться, иначе у ребёнка возникнет ощущение хаоса: можно делать что хочешь и когда хочешь.

Для младших школьников целесообразно сделать красочное расписание режима дня, регламентированное чётко по времени. Например, в 13.00 прихожу из школы, мою руки, обедаю, до 14.30 отдыхаю, с 14.30 до 16.30 делаю уроки, потом иду гулять и д.т.

Как правило, гиперактивные школьники не могут делать уроки без постороннего контроля, поэтому на первых этапах обучения ребёнка в школе Вам придётся выполнять домашнее задание вместе с ним. Гиперактивные дети быстро пресыщаются и устают от долгого сидения в одной позе, поэтому каждые 20 минут устраивайте небольшой перерыв с разминкой. Однако очень подвижную разминку устраивать не стоит: ребёнок быстро перевозбудится и усадить его обратно за уроки будет очень тяжело. Можно, стоя на одном месте, тянуть сомкнутые в замок руки вниз, вверх, в стороны, выполнять вращения сначала головы, а потом туловища, разминать пальчики рук.

В разговоре с ребёнком давайте ему инструкции четко и ясно, без лишних слов, ведь ребёнок с СДВГ не может сосредоточить внимание на долгих разъяснениях и извлечь из них Вашу главную мысль.

С дошкольниками полезно играть в несложные и интересные игры, направленные на развитие внимания. Приведу несколько примеров:

  1. «Остановись». Ребёнок свободно двигается по комнате под музыку. Как только музыка прекращается, он должен остановиться на месте и не шевелиться. Через полминуты музыка включается снова.
  2. «Карлики и великаны». Взрослый говорит «карлики» и садится на корточки, говорит «великаны» и встает, вытягивая руки вверх. Ребёнок повторяет за взрослым движения. Потом игра усложняется появлением «путанок»: взрослый периодически говорит «великаны» и садится на корточки и наоборот. Ребёнок должен делать не то, что видит, а то, что слышит.
  3. «Хлоп-игра». Взрослый перечисляет диких и домашних животных, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав название домашнего животного.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает совсем, однако нарушения внимания могут оставаться ещё очень долго, что негативно влияет на школьную успеваемость, поэтому начиная с младшего дошкольного возраста целесообразно выполнять упражнения на развитие внимания, постепенно усложняя их адекватно возрасту и способностям ребёнка.

Бурцева М.В., психолог

Газета «Пульс Ивантеевки»

20 января 2016 года, № 3 (3124)