Детские страхи – явление частое, с ними сталкиваются абсолютно все дети.
Возникают страхи в связи с развитием ребёнка: у дошкольника активно развивается наглядно-образное мышление, поэтому он представляет себе яркие образы героев сказок, монстров и прочей нечисти.
Психологи делят все детские страхи на возрастные и патологические. Возрастные страхи возникают на определённом этапе развития и обычно проходят сами, так же в связи с развитием ребёнка. Вот некоторые возрастные страхи: с 2-х лет появляется страх животных и страх темноты, в 5-6 лет появляется страх смерти (это связано с тем, что ребёнок узнает о конечности жизни), в 6-7 лет появляется страх магических существ, с 7-8 лет у детей появляются социальные страхи (рассказать стихотворение перед всем классом, выступить перед зрителями и т.п.).
У младших школьников активно развивается словесно-логическое мышление, поэтому страха темноты и различных недобрых существ, которые в ней скрываются, в норме уже не должно быть. Если этот страх задерживается и мешает ребёнку, то мы можем говорить о патологическом страхе, т.е страхе не свойственном данному возрасту и нарушающем адаптацию ребёнка. Патологические страхи современных детей значительно усугубляются новыми пугающими героями компьютерных игр и мультфильмов: бабка Гренни, мишки Фредди, Момо и пр.
Если возрастной страх не ушёл вовремя, то ребёнку нужна помощь психолога. Чаще всего страх задерживается из-за того, что ребёнок продолжает бояться по «инерции»: мышление ребёнка достаточно развито для того, чтобы понять, что в тёмной комнате под кроватью никого нет, но сам проанализировать ситуацию ребёнок пока не может. Когда-нибудь он обязательно сделает это и перестанет бояться, но перед этим пройдёт много тревожных ночей. Обычно такие страхи корректируются достаточно быстро, за 2-3 сеанса.
Бывает, что за детскими страхами, не соответствующими возрасту, стоят более глубокие проблемы. Например, в семье постоянные ссоры, родители на грани развода, но стоит только ребёнку проснуться в тёмной комнате и испугаться, как они мигом кооперируются, и ребёнок получает «тёплую» семью. Такой страх долго не уйдёт, потому что имеет вторичную выгоду для ребёнка. Работа со страхом в этом случае более сложная и включает коррекцию семейных отношений.
Бурцева М.В., психолог