В каждой семье время от времени случаются конфликты между детьми и родителями. Почему они происходят? Очевидно, из-за столкновения интересов родителя и ребёнка.
Можно ли избежать конфликтов? Скорее всего – нет, ведь интересы родителя и ребёнка не могут совпадать абсолютно всегда. НО можно научиться правильно их РАЗРЕШАТЬ.
Как начинается конфликт?
Появляется ситуация, в которой удовлетворение желания родителя означает ущемление интересов ребёнка, и наоборот.
Пример:
— Ира, сходи за хлебом. Мне ещё нужно успеть приготовить салат к приходу гостей.
— Но через две минуты начнётся моя любимая передача.
— Ничего, пропустишь 10 минут, там всё равно ничего путного не показывают.
— Нет, там интересно!
! Существует два способа решения конфликта:
■ деструктивный — предполагает ущемление интересов одной из сторон;
■ конструктивный — предполагает удовлетворение интересов обеих сторон за счёт поиска компромисса.
Деструктивные способы разрешения конфликтов.
Многие родители не видят никакого другого выхода из конфликтной ситуации, как настоять на своём.
Пример:
— Иди в магазин без разговоров!
Другие родители уступают, боясь довести до открытого противостояния.
Пример:
— Ладно, не ходи. Сейчас позвоню гостям и попрошу их по дороге зайти в магазин.
Оба способа являются деструктивными. В первом случае у ребёнка копится обида, переходящая со временем в подростковый бунт, во втором – дети не учатся учитывать точку зрения другого.
Конструктивный способ разрешения конфликтов.
Шаг первый: Внимательно выслушайте своего ребёнка. Выясните, чего он хочет или не хочет. Дайте ему понять, что его мнение Вам небезразлично.
Шаг второй: Расскажите ребёнку о своих чувствах, о том, что Вас беспокоит в этой ситуации. Ни в коем случае не упрекайте его.
Шаг третий: Выскажите свои предложения о том, как нужно поступить, чтобы и ребёнок, и Вы остались довольны.
Шаг четвертый: Дайте возможность ребёнку предложить свои варианты решения. (!)
Шаг пятый: Вместе подумайте о том, какой из предложенных вами обоими вариантов наиболее приемлем для вас и для него.
Пример:
— Ира, сходи, пожалуйста, за хлебом.
— Но через две минуты начнётся моя любимая передача.
— И ты не хочешь её пропустить?
— Да.
— А мне ещё нужно успеть приготовить салат к приходу гостей. Что же нам делать?
— Может позвонить гостям и попросить их по дороге зайти в магазин?
— Мне очень неудобно просить гостей. Может, ты сходишь хотя бы после передачи? Или посмотришь повтор своей передачи вечером?
— Хорошо, схожу после передачи.
Конечно, в реальной жизни договориться с ребёнком или подростком бывает гораздо труднее, чем в этом примере. Но, тем не менее, приведённая здесь пятишаговая схема, предложенная Ю.Б. Гиппенрейтер, поможет Вам в ежедневном общении с Вашим ребёнком.
Бурцева М.В., психолог