Психология для родителей, или Возрастные кризисы у детей

С такой проблемой сталкиваются почти все родители: спокойный и послушный ребёнок вдруг превращается в упрямого и трудновоспитуемого. Родители задают себе вопрос: что с ним происходит? Оказывается, всему виной кризисы развития, через которые проходит каждый ребёнок. Все возрастные кризисы (кроме кризиса новорожденности) характеризуются некоторыми общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями и воспитателями, категорически отказываются выполнять требования взрослых.

Развитие ребёнка на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребёнок на протяжении всего своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?». Кризис наступает из-за того, что у ребёнка появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удаётся. Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребёнка, приводящий на новый виток развития.

Задача родителей – помочь ребёнку благоприятно преодолеть каждый кризис, и тогда их чадо вырастет самостоятельным и инициативным человеком. Напротив, если подавлять стремления детей к новым открытиям, часто и строго наказывать их и ругать, то во взрослом возрасте им будет сопутствовать неуверенность в себе и чувство вины.

Теперь рассмотрим каждый кризис детского развития.

Первый критический период развития ребёнка – это кризис новорожденности, возникающий из-за  разрыва биологического симбиоза с матерью. Ребёнок впервые чувствует холод и голод, видит яркий свет. Он абсолютно беспомощен, ему неуютно в новом мире.

Как помочь? Быть с ним рядом, держать его на руках, чтобы он чувствовал тепло Вашего тела, слышал Ваше сердцебиение, знакомое ему из внутриутробной жизни.

Второй критический период развития – это кризис первого года жизни, который связан с разрывом психологического симбиоза с матерью. Ребёнок пытается ходить, у него появляются первые слова, он играет с попавшимися ему под руку предметами. Этот кризис характеризуется негативными эмоциональными проявлениями ребёнка, возникающими в ответ на стеснение его самостоятельности, когда его кормят или одевают против его воли.

Как помочь? Позвольте ребёнку осваивать открывшийся ему мир, предоставьте ему возможность манипулировать различными (безопасными) предметами, наблюдать за тем, что Вы делаете.

Следующий критический период развития – это кризис трёх лет. У ребёнка появляется своё «Я», поэтому он пытается противопоставить себя взрослому человеку. Он не только не выполняет требования родителей, но и стремится всё сделать наоборот. В этот период поведение ребёнка может носить протестный характер. Ребёнок настаивает на своих требованиях, пытается добиться своего любой ценой, даже путём истерик.

 Как помочь? Прежде всего, контролируйте свои эмоции, не кричите на ребёнка в ответ на его истерики и протесты. Постарайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Почаще разговаривайте с ребёнком, рассказывайте ему о тех правилах, которые необходимо соблюдать и объясняйте почему так надо делать. Не давайте ребёнку отрицательных характеристик: жадина, вредина, нахал и т.д. Предлагайте ему возможность выбора. Например, куда пойти гулять – во двор или в парк.  Разрешайте ему  самому делать то, что он уже может делать.

Следующий критический период развития – это кризис семи лет, который характеризуется возникновением личного сознания и совпадает с поступлением в первый класс. В этот период происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Внешне это может проявляться как кривляние, манерничание, непослушание. С чем это связано? Если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный от родителей индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний.

Как помочь? На этом этапе у ребёнка активно формируется самооценка. Цепь неудач в учёбе и в общении может негативным образом повлиять на её развитие. Поэтому в этот период ребёнку как никогда необходима психологическая поддержка со стороны родителей. Ребёнок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные трудности. Очень важно хвалить ребёнка за все его успехи, пусть даже самые маленькие, ни в коем случае не стыдить его.

Период «бури и натиска» – кризис подросткового возраста характеризуется стремлением ребёнка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой. Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Он может болезненно воспринимать свою несостоятельность. Употребление спиртных напитков, курение в этом возрасте – это способ казаться взрослым.

Как помочь? Общайтесь со своим ребёнком с позиции «на равных». Объясните ему, что у взрослых людей есть не только права, но и обязанности. Не критикуйте его, не устраивайте ему допросы. Старайтесь каждый день находить время на общение со своим ребёнком. Побольше рассказывайте ему о своих школьных годах, о том, что Вы чувствовали, когда были таким же, как он.

И самое главное – всегда, начиная с самого рождения ребёнка, говорите ему, что Вы его любите. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, терпимо относитесь к его неудачам. И тогда Ваш ребёнок вырастет самостоятельным и самодостаточным человеком.

Бурцева М.В., психолог