Сенсорное развитие детей летом

Приближается лето – у нас появляется больше времени и возможностей для развития наших детей. Развитие происходит в разных направлениях. Но сегодня речь пойдёт о сенсорном развитии детей в летний период во время прогулок.

Сенсорное (лат. «sensus» – «чувство») развитие – это развитие способности воспринимать и анализировать раздражения, поступающие в мозг из внешней среды и от различных внутренних органов и тканей организма. Познавать окружающий нас мир и распознавать ощущения собственного тела нам помогают различные сенсорные системы. Для полноценного развития ребёнка необходимо задействовать все эти системы.

Летом на улице можно играть в:

«Двойники» – найти и показать такой же листик, цветок… или найти и показать похожие между собой – развитие зрительного восприятия

«Что я вижу на букву …?», «Что я вижу … цвета?» – развитие зрительного восприятия

«На что похоже облако (куст, листик, …) – развитие зрительного восприятия

«Что мы слышим?» – узнать знакомые звуки – развитие слухового восприятия

«Жмурки» – водящий должен поймать другого игрока по источнику звука (хлопки в ладоши, звуки колокольчика, бубенчика) – развитие слухового восприятия

«Узнай на ощупь» – определить, что положили в ладошки (глаза закрыты): сухой песок, кусочек земли, камушек, шишку, жёлудь, травинку – развитие тактильной сенсорной системы

«Песочный художник» – рисование пальцами на песке – развитие тактильной сенсорной системы

Развитию проприоцептивной сенсорной системы способствуют различные подвижные игры («Салки», «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Бояре», «Тише едешь – дальше будешь», «Выше ноги от земли», «Паутинка»), прыжки через скакалку, игра «Резиночка», прыжки на батуте (при отсутствии противопоказаний!), висы (кто дольше провисит), подтягивания (кто больше раз подтянется) на турнике (при отсутствии противопоказаний!).

Для развития вестибулярной сенсорной системы рекомендуются также прыжки на батуте, висы на турниках вниз головой, а ещё – катание на велосипеде, на каруселях, качания на качелях, в гамаке, игры «Море волнуется раз…», «Танцуй и замри».

Для развития обонятельной сенсорной системы знакомим детей с различными запахами, называя их: аромат сирени, пиона, розы, запах сена, мокрой земли… Можно сделать самим и играть в «Аромалото».

Пробуя на вкус различные ягоды, фрукты, овощи, мы развиваем вкусовую сенсорную систему. Можно играть во «Вкусовое лото».

Вспоминаем игры нашего детства, включаем фантазию и придумываем новые игры – и долгожданная летняя пора принесёт много пользы.

Трушина Е.В., нейропсихолог